Культура

«Раскапываешь себя до углей в сердце»: актриса Анна Каменкова — о сериале «Солдатская мать», памяти и вдохновении

1 мая эксклюзивно на KION стартует показ сериала «Солдатская мать» о женщине, потерявшей девятерых сыновей во время Великой Отечественной войны. Главную роль исполнила заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова. В интервью RT она рассказала, как готовилась к роли и погружалась в трагическую историю, объяснила, чем отличаются подходы к съёмкам в советском и современном кино, а также раскрыла свои любимые аспекты профессии.

«Раскапываешь себя до углей в сердце»: актриса Анна Каменкова — о сериале «Солдатская мать», памяти и вдохновении

  • Анна Каменкова в сериале «Солдатская мать»
  • © онлайн-кинотеатр KION

— Совсем скоро состоится премьера сериала «Солдатская мать». Когда вы только узнали об этом проекте, чем он вас заинтересовал?

— Меня очень тронул сюжет. К тому же сейчас практически нет хороших ролей для возрастных актрис. Это естественно, для стариков в кино и не может быть много работы. Сюжеты про молодёжь или людей среднего возраста часто бывают интереснее. А здесь такая волнительная история — жизнь, судьба человека. Большая удача, что нашёлся такой грандиозный материал.

— Главный прототип вашей героини — Епистиния Степанова, однако трагедию пережило множество матерей, которые потеряли детей на войне. По каким материалам вы готовились к съёмке, на какие примеры ориентировались?

— Я читала о ней, посмотрела документальный фильм. А ещё обращалась к памяти — генетической памяти, к тому, что глубоко-глубоко заложено в каждом из нас. Это общая история, можно сказать — история страны.

Когда мы были маленькими, прошло ещё совсем немного лет после войны. Все события того времени были на слуху, мы, дети, всё слышали и знали про войну от людей вокруг, из кино и радиопередач.

— Одна из центральных тем фильма — тема семьи. Что помогает актёрам убедительно играть родных друг другу людей? Как вы с коллегами работали над сериалом?

— Когда мы собрались вместе, это был такой счастливый день! Все молодые ребята-актёры — просто прекрасные. Стоило им только надеть одежду тех лет — и у меня сразу возникли и любовь, и нежность к ним. И у них — ответные чувства, смею надеяться. 

Например, в сериале есть очень радостная довоенная сцена, когда вся семья вместе. И все актёры приходят на площадку, уже готовые показать любовь к тому, что по сюжету мы братья, сёстры, мама. Все нежны и трогательны и сразу становятся близкими.

  • Кадр из сериала «Солдатская мать»
  • © онлайн-кинотеатр KION

— Не возникали ли непредвиденные обстоятельства в процессе работы? Изменилось ли что-то по сравнению с первоначальным замыслом фильма?

— Когда я прочитала сценарий, мне очень захотелось сыграть эту роль. А когда меня уже утвердили — стало страшно. Я не понимала, как справиться с этой трагической историей, как это сыграть. На героиню обрушивается невозможное горе — и не однажды, а девять раз. Я была в панике, в ужасе и просто не знала, что делать.

Мне помогла поддержка режиссёра Давида Дадунашвили — он очень внимательный, тонко чувствует тему и актёра. Не мне судить, что получилось, но под руководством Давида, как говорится, процесс пошёл. У нас был и изумительный оператор Митя Горевой. Мы втроём продумывали разные варианты того, как сделать ту или иную сцену.

Несмотря на то что материал трагический, для меня это одна из самых счастливых съёмок. У меня было ощущение, что вся группа — и молодёжь, и люди, которые отвечали за технику или реквизит, — все были погружены в тему сериала. Не было такого, чтобы кто-то отвлекался на телефон или веселился. Так иногда случается на съёмках, и тогда не получается подходящей атмосферы. А тут она складывалась прямо на глазах. У нас была потрясающая группа.

— Психологически насколько трудно было погружаться в эту трагическую историю?

— Конечно, непросто. Нужно опуститься в такое горе, заполниться этими эмоциями. Играя такую историю, надо всё внутри расшатывать, растачивать, теребить раны и разрывать их.

Ефросинья — простая женщина из деревни. Но она столько пережила! И в сценарии, и в материалах о Епистинии Степановой, которые я читала и смотрела, видно, что она всё прожила очень мужественно — без истерик, причитаний, завываний. Мне кажется, великий смысл нашей истории — ещё и в том, что она всё выдержала с таким достоинством и с такой любовью.

  • Кадр из сериала «Солдатская мать»
  • © онлайн-кинотеатр KION

Её переживания были очень глубокими. Их невозможно выразить криками — нет, это нечто другое. Мы искали способ, чтобы передать такие эмоции. Надеюсь, что это получилось. Потому что, конечно, работая над такой историей, раскапываешь себя до углей в сердце. Иначе это бесполезно. 

— В этом году исполняется 66 лет с премьеры вашего дебютного фильма «Девочка ищет отца». На ваш взгляд, в современном кино подача историй о войне отличается от того, как было принято в советское время?

— Да, но так и должно быть. Просто в то время о событиях тех лет знали лучше и в кино делали меньше ошибок — ведь всё происходило совсем недавно. Сейчас, может быть, уходят нюансы. Но если фильм делается от сердца, как мне кажется, от небольших неточностей его ценность не меняется.

— Зрители кино, не говоря уже о театралах, знают и любят ваших героинь всех возрастов — Маню из «Молодой жены», Софью Петровну, Лену из «Визита к Минотавру» и Аллу Валерьевну Кашину. Как вы ощущаете себя в профессии сегодня? Изменилось ли за это время ваше отношение к актёрской игре или сопутствующим процессам?

— Сейчас меня очень смущают безумные скорости. Раньше у нас было больше времени. За смену снимали одну-две сцены. Можно было подумать, попробовать разные варианты, порепетировать, поискать. Сегодня этого времени нет. Скорость — просто бешеная. Но к ней тоже привыкаешь, подстраиваешься каким-то образом. Просто сейчас работают так.

не будет отменять съёмку и говорить: «Всё на сегодня, смена окончена» — если какая-то сцена раз за разом не удаётся. Это невозможно. К тому же раньше смена длилась 7—8 часов, а сейчас — 12—15 часов. Такой режим, конечно, выматывает. К тому же в «Солдатской матери» у меня была очень серьёзная роль. Так что это непростой труд.

— Ваша творческая жизнь очень разноплановая: вы играете в кино и театре, озвучили и дублировали множество картин. Чем вы больше всего любите заниматься в профессии, какие аспекты вам особенно интересны?

— Я всё люблю. Если бы не любила, не занималась бы этим. Я очень люблю дубляж: когда играет прекрасная, великая артистка, нужно соответствовать её уровню, попасть в эмоции, уловить настроение и передать его. Это невероятно интересно.

Театр, я считаю, основа всех наших актёрских дел. Потому что это и постоянная тренировка, и непосредственная связь со зрителем. Ты чувствуешь зал и понимаешь, как зрители реагируют на происходящее на сцене сегодня. А если что-то не получилось, в следующем спектакле можно сыграть иначе.

  • Анна Каменкова
  • Legion-Media

даёт популярность, хотя я не могу смотреть на себя на экране, никогда не смотрю. И потом, в кино есть возможность абсолютного приближения к истине: если ты бежишь по полю, то действительно бежишь по полю, если прыгаешь в воду — прыгаешь в воду, без вопросов. В театре это невозможно.

А когда хорошо разработана история, написан достойный сценарий, на площадке работают хороший режиссёр, оператор и другие члены группы — это, конечно, высший класс.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]
Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Add your own review

Rating

Кнопка «Наверх»