Культура

«Не стал писать портрет императора»: в Новой Третьяковке открылась масштабная выставка Карла Брюллова

10 июня в Новой Третьяковке открылась выставка одного из выдающихся российских художников первой половины XIX века «Карл Брюллов. Рим — — Петербург». Экспозиция включает более 170 живописных и графических работ и разделена на три части, связанные с периодами жизни мастера в каждом из городов. Зрители смогут познакомиться в том числе с незавершёнными картинами Брюллова, его этюдами и эскизами. Выставка продлится до января 2026 года.

«Не стал писать портрет императора»: в Новой Третьяковке открылась масштабная выставка Карла Брюллова

  • Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
  • © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Во вторник, 10 июня, в Новой Третьяковке открывается масштабная выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург». Экспозиция посвящена 225-летнему юбилею художника и включает более 170 его работ. На выставке собраны картины Брюллова из музеев и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Национальной галереи Армении. Экспозиция будет открыта до 18 января 2026 года.

Один из центральных экспонатов выставки — «Последний день Помпеи», картина впервые за 25 лет прибыла в Москву из собрания Русского музея. Ещё одно монументальное произведение — неоконченная картина «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» из коллекции Третьяковской галереи.

  • Новая Третьяковка
  • © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Неоконченным картинам Карла Брюллова в рамках выставки посвящён специальный раздел. Посетители смогут познакомиться с этюдами и эскизами мастера, заглянув таким образом за кулисы процесса создания произведений. Как говорится в аннотации к разделу, Брюллов, будучи виртуозом, мог работать над картиной на одном дыхании, без перерывов. Но мог и перегорать, поэтому после картин «Последний день Помпеи» и «Смерть Инессы де Кастро» ни одно историческое полотно Брюллова не было завершено.

Как пояснила в беседе с RT заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина, Брюллов имел склонность не дописывать свои произведения, это было его характерной особенностью.

«Именно Брюллов, как никакой другой художник, мог себе позволить не завершать картины по разным причинам. Не состоялось взаимопонимание с императором, высоким заказчиком, — и он не стал писать портрет императора. Иногда он просто считал, что и не надо заканчивать картину», — отметила Маркина.

По её словам, нельзя исключать, что, если бы заказчик меценат Анатолий Демидов не настаивал, в какой-то момент Брюллов мог не завершить даже своё шедевральное произведение «Последний день Помпеи».

В свою очередь, заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Юденкова рассказала, что современники называли Карла Брюллова «и пламенным, и огненным, сравнивали его с самим Везувием».

«Он был фигурой, безусловно, неоднозначной и у современников вызывал массу восторгов — неслучайно ещё при жизни его начали величать Великим Карлом. Но, конечно, было и много критики, много интриг вокруг него», — отметила Юденкова, выступая перед журналистами.

  • Карл Брюллов. «Последний день Помпеи», 1833 г.
  • © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

«Стал безусловным лидером»

Выставка предлагает взглянуть на творчество Карла Брюллова через призму мест, в которых проходила его жизнь и которые оказали влияние на его творчество.

По словам Людмилы Маркиной, перед организаторами стояла задача показать не просто периоды творчества мастера — петербургский, московский или итальянский, — а поиск им «места силы», это очень важно для каждого художника.

«Рим, великий город, где, как в котле, варились немецкие художники, назарейцы (объединение европейских художников начала XIX века. RT), англичане, французы. Это была замечательная творческая атмосфера Европы, куда попал Брюллов и где он нашёл своё место. А среди русских художников в Риме он стал лидером, безусловным лидером», — рассказала Маркина в беседе с RT.

Италия сыграла особую роль в жизни Карла Брюллова — в этой стране он провёл много лет. К данному разделу выставки относится полотно «Последний день Помпеи», для создания которого художник долго собирал материал, изучая археологические находки на месте раскопок античного города. К моменту, когда Брюллов впервые оказался в Помпеях, археологи работали там уже на протяжении 79 лет. Следы постигшего город бедствия поразили художника и вдохновили на создание его самого знаменитого произведения.

По возвращении в Россию Брюллов провёл несколько месяцев в Москве, но этот короткий период (с января по май 1836-го) был насыщен важными встречами. В частности, он познакомился с поэтом Александром Пушкиным и живописцем Василием Тропининым, которому позировал для портрета.

  • Карл Брюллов. Автопортрет, 1848 г.
  • © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

В юности Брюллов учился в Императорской Академии художеств в Петербурге, в студенческие годы многие его работы удостаивались медалей и наград. И в Петербурге же раскрылся впоследствии его талант портретиста — многие из созданных уже в зените славы работ позднего, петербургского периода представлены на выставке в Третьяковской галерее.

К выставке Третьяковка выпустила каталог, а также подготовила образовательную программу, состоящую из лекций и тематических экскурсий.

«Восхищает мастерство»

Напомним, ранее юбилей художника масштабной выставкой отметил Русский музей. Выставка «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова» длилась с октября 2024 года до середины мая 2025-го и стала рекордной — её посетили более 477 тыс. человек. Она стала самой популярной экспозицией музея за всю его 130-летнюю историю, а также наиболее посещаемой в России за последние пять лет.

Отвечая на вопрос RT, рассчитывают ли организаторы выставки в Третьяковской галерее на аналогичный успех, Людмила Маркина пояснила, что хотела бы «не числом, но умением превзойти выставку» в Санкт-Петербурге.

«Хочется по-другому представить этого замечательного, уникального художника. И нет, у нас нет задачи вступить в соревнование с нашими коллегами из Русского музея. Мы с ними сотрудничаем — они дают нам произведения, а мы им. И только в нашем единстве и может заключаться победа, чтобы как можно ярче представить этого художника зрителям», — пояснила куратор.

  • Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург»
  • © Пресс-служба Государственной Третьяковской галереи

Говоря о причинах популярности произведений Карла Брюллова, она отметила яркость и динамичность колорита работ художника, а также контрастность света и тени в его живописи.

«А в портретах мы видим галерею людей пушкинской эпохи — и не только великолепных красавиц. Нас восхищает, как он пишет бархат, шёлк, кружева. Но и очень серьёзные, выразительные лица современников, мужчин, литераторов, художников и так далее. И конечно, восхищает мастерство — здесь он превосходит многих своих современников. Эта красота, которую он видит в жизни, гармония, к которой мы всегда тянемся — к солнцу, любви, свету», — подчеркнула Людмила Маркина.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]
Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Add your own review

Rating

Кнопка «Наверх»